Известны имена участников инклюзивной выставки «Искусство быть»

27 декабря завершился финальный этап конкурса на участие в Инклюзивной выставке интерактивных арт-объектов, позволяющих осуществлять реабилитацию людей с ОВЗ, «Музей участия – Искусство быть», которая откроется в Государственном центре современного искусства в составе РОСИЗО в марте 2019 года. Инклюзивная выставка «Искусство быть» — партнерский проект, получивший поддержку Фонда президентских грантов и реализуемый Благотворительным фондом помощи тяжелобольным людям «Гольфстрим» и Государственным центром современного искусства в составе РОСИЗО. Проект задуман как творческая лаборатория, которая доказывает реабилитирующую эффективность арт-объектов и арт-проектов, созданных на пересечении полей современных художественных практик и социальной реабилитации. Выставка является одним из компонентов инклюзивной программы «Современное искусство и особое восприятие» ГЦСИ в составе РОСИЗО и программы БФ «Гольфстрим» «Инклюзия в действии», направленной на развитие инклюзивной культуры граждан.

 

 

Жюри было отобрано 17 объектов и проектов от следующих художников: Вероника Павленко и студия «Особые художники» (Москва), Елена Рэмбо (Пермь), Ирина Нахова (Москва), Ростан Тавасиев (Москва), Сергей Филатов (Москва), Дарья Боголюбова-Кузнецова (Москва), Маркус Мартинович (Москва), Марина Фоменко (Москва), Анна Семенова-Ганц (Москва), Вик Лащенов (Москва), группа художников Александра Рудик, Вера Щелкина, Дмитрий Волков (Москва-Севастополь-Москва), группа художников Никита Савостьянов, Александр Мигуцкий, Андрей Воробьев (Санкт-Петербург-Томск), Елена Демидова (Екатеринбург-Москва), Егор Рогалёв (Санкт-Петербург), арт-группировка «ЗИП» (Эльдар Ганеев, Евгений Римкевич, Степан и Василий Субботины; Краснодар), Сергей Катран (Москва), Леонид Тишков (Москва).

За время проведения конкурса жюри получило 60 заявок, из которых первоначально предполагалось отобрать 12 идей. Отбор проходил в два этапа, в ходе которых эксперты оценивали реабилитационную и художественную ценность проектов, их смысловую наполненность, эмоциональную составляющую. Важными критериями были открытость и доступность восприятия для любой аудитории, в том числе людей с особенностями в моторной, сенсорной, эмоциональной, коммуникативной, поведенческой, ментальной сферах. После продолжительных обсуждений экспертов сначала определился шорт-лист из 30 участников. На финальном отборочном этапе, еще раз обсудив анкеты всех авторов, члены жюри и экспертного совета единогласно решили увеличить число победителей до 17. Художники, победившие в конкурсе, получат возможность воплотить свои идеи, изготовить объекты за счет средств Фонда президентских грантов, выделенных на реализацию проекта.

«Увеличение количества художников обогатит наш проект, позволит сделать его еще более разносторонним. Некоторые заявки содержат несколько идей, которые кроме выставочного проекта можно использовать в параллельной программе», — отметила одна из кураторов проекта от ГЦСИ Наталья Гончарова.

Выбор победителей конкурса осуществлялся с помощью подсчета баллов по каждому из критериев технического задания, составленного экспертами от БФ «Гольфстрим». Некоторые идеи получали низкий бал, поскольку, несмотря на эффектную образность, в них терялась смысловая

составляющая. Другим, напротив, не хватало оригинальности. Некоторые работы вовсе оказались спорными и небезопасными с психологической тоски зрения для некоторых потенциальных посетителей.

«В идеях работ с утешительным подтекстом может присутствовать серьезный негативный аспект. Не каждый человек, переживший травму или имеющий какие-то отличия от большинства других, нуждается в утешениях. Часть поданных на конкурс работ как будто пытается разбудить сострадание, акцентировать инаковость», — отмечал в ходе обсуждений Сергей Ваньшин, руководитель Экспертно-консультационной группы Департамента Культуры Москвы по вопросам реабилитации инвалидов средствами культуры и искусства, генеральный директор института «Реакомп» ВОС.

«Некоторые из предложенных на конкурс идей имели столь сильный акцент на визуальной составляющей, что могли отвлечь зрителя от важных смыслов, которые изначально вкладывал в работу художник», — отметил директор Музея Вадима Сидура Ярослав Алешин.

В жюри конкурса, определяющее финалистов, также вошли начальник научно-просветительского отдела Волго-Вятского филиала ГЦСИ в составе РОСИЗО Евгения Игнатушко, заведующая отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи Ирина Горлова, директор Ботанического сада МГУ «Аптекарский огород» Алексей Ретеюм, куратор инклюзивных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина Евгения Киселева, а также кураторы проекта от ГЦСИ в составе РОСИЗО и эксперты БФ «Гольфстрим».

В состав выставки войдут арт-книги и панно, видео и скульптура, медиа-объекты, тактильно-обонятельные, звуковые, мультимедийные инсталляции, коммьюнити-арт и перформанс. В рамках проекта также будет запущена большая параллельная программа. Кроме Государственного центра современного искусства в составе РОСИЗО выставка «Искусство быть» будет реализована в Ботаническом саду МГУ «Аптекарской огород» и на площадке Арсенала в Нижнем Новгороде. Ряд произведений по завершении проекта будет передан реабилитационным центрам на благотворительной основе.