Инклюзия
ДИЦ «Вместе весело шагать», является одним из первых в России детским инклюзивным центром, где успешно и результативно занимаются дети разного возраста и разного физического и умственного развития. Все слышали название, но не все понимают суть инклюзии, простыми словами — «включение» в обычную среду, а есть такие родители, которые сложили ошибочное мнение об инклюзии.
6 заблуждений родителей об инклюзивном образовании
1. «Инклюзия — это лишь слова о равноправии и поддержке. На практике такое образование не работает. По крайней мере в России»
Есть разные трактовки слова «инклюзия». ЮНЕСКО определяет инклюзию как обучение всех детей: с ограниченными возможностями здоровья, из этнических групп, плохо успевающих в обучении и так далее («Руководящие принципы политики в области инклюзивного образования» ЮНЕСКО). Если необычного ребёнка, не такого, как остальные, поместить в обычную среду — это уже инклюзивная ситуация. И конечно, это равный доступ к качественному образованию всех детей без исключения.
У нас инклюзия начиналась со строительства пандусов и создания доступной среды. Первые пандусы строили по-разному, временами нелепо: под очень большим углом или пристроенными к глухой стене. Просто потому, что никто не знал, как это делать правильно. Точно так же происходило и с обучением: учителя делали первые шаги, они учились учить особенных детей. Когда-то получалось лучше, когда-то хуже. В крупных городах, особенно в Москве, инклюзия развивается активнее. И сегодня состояние инклюзивного образования сильно отличается от первоначального, как и пандусы.
Я был в разных странах, знакомился там с инклюзивным образованием. Сказать, что все школы в Европе инклюзивные, — нельзя. Да, есть хорошие примеры, но бывают и неудачные. Инклюзия зарождается в сознании учителя, директора, администрации, всех людей.
Если воспринимать появление особого ребёнка в классе как помеху для обучения, конечно, ничего хорошего не выйдет
«Мне нужно, чтобы у всех были пятёрки по физкультуре, а этот плохо ходит!» Или «Мой класс должен лучше всех решить контрольную по математике, а этот медленно решает». В школе с таким подходом детям вообще делать нечего. А если учитель воспринимает особого ребёнка в классе как собственный профессиональный вызов, как новую педагогическую задачу, то в таком классе будет комфортно всем.
2. «Ребёнку с инвалидностью лучше учиться на дому. Раньше все так учились, и нормально!»
Надомное обучение — самое тупиковое и бесперспективное из-за своей закрытости. Ребёнок не общается с другими людьми, у него нет никакой социализации. Пришёл учитель, что-то рассказал и ушёл. Тому же педагогу может не хватать знаний, как эффективнее учить ребёнка. Нет рядом психолога, дефектолога, кого-то ещё, кто мог бы подсказать. А вот если добавить информационные технологии, собрать пять человек в виртуальный класс, дать им возможность обсуждать учебную ситуацию, делать что-то совместно — это уже инклюзивное дистанционное обучение. Оно заметно расширяет границы и социализации, и коммуникации.
3. «Инклюзивная школа — для всех детей с инвалидностью»
Единой формулы, которая была бы для всех применима, не существует. Когда я работал в iШколе (центр образования «ТО», где учатся преимущественно дети с особенностями развития — Прим. ред.), мои ученики научили меня главному: все дети разные. В обычной школе это не так заметно: вот все побежали на перемене, сели за парты, что-то начали писать.
Возникает иллюзия, что дети примерно одинаковые и учить их тоже можно одинаково. Но это же не так!
Каждому ребёнку нужен индивидуальный подход, сегодня наличие индивидуальной образовательной программы для ребёнка с ОВЗ закреплено законом — Федеральным образовательным стандартом для обучающихся с ОВЗ. Составление такой программы меняет работу учителя: он начинает думать не про класс в общем, а про конкретного ученика, его способности и ограничения. А потом учитель начинает невольно переносить индивидуальный подход и на остальных детей в классе. К примеру, учитель попросил класс решить пять задач. Но нужно ли это мальчику, который щёлкает их как орехи? И тут появляются варианты: одни решают пять простых задач, другие пять сложных, а третьим я лучше ещё раз объясню материал. Добиться этого в наполненном классе сложно, но при использовании информационных технологий вполне возможно.
4. «Для обычных детей никакой пользы в инклюзии нет. Особые дети будут только тормозить класс»
Наличие особого ребёнка в классе — подарок. Он обогащает учебный процесс. К примеру, одноклассники могут помочь чему-то его научить, а, как известно, когда ты что-то объясняешь, то и сам лучше запоминаешь. Да и на каком ещё примере можно научить детей заботиться о других? А ведь это одно из главных общечеловеческих умений. Вместе с тем нужно придумывать больше проектов, где бы и особые дети помогали другим ребятам, а не только принимали помощь. Это важная часть гуманизации общества.
Родителям, которые считают, что их ребёнка не «доучат» из-за того, что в класс посадили особого ребёнка, стоит задуматься, что и из-за их ребёнка могут кого-то не «доучить». Поскольку и он, например, может что-то делать медленнее, чем другие дети. Такая позиция тупиковая.
5. «Учителя будут сильнее загружены, уставать и вообще забросят класс»
Опять же вопрос в том, как к этому относиться. Повторюсь: можно как к помехе, проблеме: вынужден готовиться ещё и к этому ученику, какой кошмар! А можно как к вызову: я смогу научить этого ребёнка. Если учитель готов учиться, рефлексировать по поводу своей деятельности, видит минусы и стремится к лучшему — ситуация изменится. Один из основных мотивов учителя — удовлетворение от собственной работы. Когда учитель учит особого ребёнка, удовлетворение от работы удваивается. Например, ребёнок сидел на коляске, руки не работали, а сейчас он играет на музыкальном инструменте! Ощущение, что этому научил именно ты, непередаваемое.
6. «Родители детей-инвалидов просто хотят уйти от ответственности, отдав ребёнка в инклюзивную школу»
Инклюзия — это проверка на командность. Нельзя считать, что родители отдали ребёнка в инклюзивную школу, значит, ответственность с них автоматически снимается — всё получится и без их участия. Как и в школе: туалеты оборудовали, пандус установили, разметку сделали, звонок моргает, а дальше пусть учителя разбираются, вся ответственность на них. Если учить детей с ограниченными возможностями здоровья решил только директор или один учитель, даже при всём его огромном желании получится мало. Нужна готовность общества и поддержка государства.
Конечно, хочется, чтобы всё происходило быстрее. Раз — и у нас полная инклюзия, а дети с инвалидностью стали счастливее. Но, к сожалению, так не бывает. Необходимо всем вместе приложить усилия для позитивных изменений.
Алена Меркурьева ( https://mel.fm/inklyuzivnoye_obrazovaniy…/8091523-inclusion )
В Детском Инклюзивном Центре » Вместе весело шагать» инклюзия в полном смысле этого понятия. Специалисты центра с большим опытом работы, которые работают с каждым ребенком индивидуально, а так же в группе. Для каждого ребенка составляется индивидуальная программа по результатам диагностики. Центр предлагает различные программы развития, как умственного, так и физического направления. Психологи, логопеды, дефектологи,специалисты по физической культуре (ЛФК, АФК), массажисты, социальные педагоги имеют специальное образование, кроме того, регулярно проходят курсы повышения квалификации, разрабатывают уникальные авторские программы развития.
На базе Центра, для семей создан эксклюзивный родительский клуб, где папы и мамы могут получить бесплатно консультацию психолога, логопеда, посетить различные тренинги и семинары.
В нашем Центре никто не чувствует себя «иным».
Адрес: Москва, м. Дмитровская, 4 Вятский переулок, д. 16, корп 2
Телефон +7 925 911 2215
#инклюзия #особенностьразвития #дети #школа
Ответить
Want to join the discussion?Feel free to contribute!