Эмоциональная ложь

Улыбка через силу собеседнику, не вызывающему приятных эмоций, выражение восхищения ненужным подарком, смех над анекдотом, который не кажется смешным, чтобы не огорчить, улыбка, выдавленная правилами этикета и хорошим воспитанием. Знакомо?

Хоть раз в жизни даже самые искренние из нас сталкивались с необходимостью выражать эмоции, не соответствующие внутреннему состоянию.

Детям тоже свойственно надевать маски. Обычно они делают это, чтобы не разочаровать родителей. «Ты должен любить свою младшую сестренку!» — убеждают взрослые малыша, который не понимает, почему он «должен» испытывать любовь к сопернице, отнявшей у него часть родительского внимания.

Родители зачастую сами учат детей эмоциональной лжи. Ребенок вынужден скрывать, что он не хочет к бабушке, потому что та заставляет его есть противный суп с вареным луком и запрещает ему бегать и шуметь. Малыш внутренне воспринимает и бабушку, и младшую сестру как врагов, испытывает негативные эмоции, но родители настойчиво твердят ему обратное, увеличивая разницу между внутренним состоянием и внешним выражением чувств.
На тренингах «Школы родительской компетентности «Я Родитель» Благотворительного Фонда «Гольфстрим» эта тема затрагивается почти на каждом занятии.

«Главная ошибка родителей – подавление настоящих чувств ребенка. Не навязывайте ребёнку свои эмоции! Он не обязан испытывать то же, что чувствуете вы. Малыш не должен бояться рассказать вам правду о том, что ему не нравится», — рассказывает ОВЕЧКИНА АННА, психолог, социальный педагог Детского инклюзивного центра «Вместе весело шагать» — «В нашем инклюзивном центре реабилитации благодаря финансовой помощи Благотворительного фонда «Гольфстрим» есть все необходимые для социальной реабилитации ребенка. У нас есть специалисты высокого уровня, но даже с ними на самых первых занятиях ребенку может стать некомфортно. Возможно, ему просто потребуется время, чтобы привыкнуть к новому специалисту. И вот когда малыш говорит, что ему не нравятся занятия с одним из специалистов, нельзя его ругать и убеждать, что так говорить нельзя. Это как раз и есть шанс научить его правильно выражать свои чувства. Родители должны выслушать ребенка без осуждения и разобраться, что именно и почему ему не понравилось».

Дети учатся выражать эмоции, копируя родителей. Например, ребенок споткнулся и упал. Мама бежит к нему с перекошенным от ужаса лицом. В следующий раз ребенок при падении тоже испугается – ведь мама испугалась – и разрыдается.

А если мама подойдет к малышу спокойно и скажет, что ничего страшного не произошло, а первые шаги всем даются нелегко, тогда и малыш при следующем своем падении с большой вероятностью отреагирует спокойно и легко. Улыбнется и сам поднимется с земли. Ободрал себе ногу? Да, немного больно, но очень скоро он и думать об этом забудет.

На тренинге мы обсуждаем, что нужно быть осторожным с оценкой любых событий: оценка родителей — это эмоциональное наследство ребенка. Также важно помнить, что дети – лучшие в мире манипуляторы. Они мгновенно улавливают, какие именно эмоции из их арсенала вызывают нужную ответную реакцию у родителей.

Не стоит учить ребенка эмоциональной лжи из-за своих собственных представлений о его счастье. Родители не должны бояться расстроить ребенка. Мой малыш должен быть счастлив – это аксиома. Но удовлетворять все капризы ребёнка, каким бы он ни был, все равно не получится. Без печалей и разочарований не бывает жизни, и дети с ними обязательно столкнутся. Отрицательные эмоции тоже необходимы. Нет таких семей, в которых все и всегда разговаривают только о приятном, где у всех историй счастливый конец.

В реальной жизни невозможно избежать слез, разочарований, раздражения и плохих новостей. Родители должны научить ребенка сопереживанию и сочувствию. Это очень важные эмоции. И их важность не зависит от того, болеет ребёнок или здоров.
Разумеется, не стоит впадать в другую крайность и загружать детей взрослыми проблемами. Ребенок не должен «переживать» их вместе с взрослыми. Но и ограждать от любого негатива нельзя.

Известный факт, что ребенок, при котором родители всегда «держат лицо», считает, что и все окружающие его люди при любых обстоятельствах обязаны сдерживать свои эмоции. Но знают ли об этом эти люди? Как ребенку понять, где границы дозволенного? В этом и должны помогать разобраться родители. А если они понимают, что не могут справиться сами, они всегда могут обратиться за помощью к профессионалам.

После прохождения Школы родительской компетенции «Я — родитель» родители учатся избегать эмоциональной лжи.

Проект «Школа родительской компетентности «Я Родитель» реализуется на средства субсидии из бюджета города Москвы, полученной по итогам проводимого Комитетом общественных связей Конкурса для социально ориентированных некоммерческих организаций».

0 ответы

Ответить

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Добавить комментарий